Каталог файлов
[ Скачать с сервера (33.2 Kb) ] | 25.09.2015, 22:18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
\ «Библиотекарь – это хранитель культуры человечества, посредник между накопленным веками культурным наследием и деятельностью современников. Количество книг и темпы их выпуска в наши дни так велики, что ни один человек не может знать не только обо всех книгах, но даже и о тех которые ему необходимы. И подчас человек рискует потратить всю жизнь на то, что уже давно сделано другими. Хорошо составленная библиография, правильно подобранный каталог помогут читателю продолжить путь в джунглях человеческих знаний» - так писал А.Моруа в статье «Книга – открытая дверь к другим народам». Библиотека школы является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой, представляющей как собственные, так и удаленные библиотечно-информационные ресурсы (других библиотек) педагогическим работникам, обучающимся и родителям. Но , к сожалению, в течение прошлого учебного года в ОУ не было библиотекаря. Работа по обеспечению учебного процесса и воспитательной работы, по поддержке и расширению учебной деятельности школьников, развитию у них потребности в чтении и непрерывном образовании, возлагалась на классных руководителей. Так же они помогали обучаемым совершенствовать способности, умения и навыки эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера. Администрацией школы были определены стратегические интересы и приоритеты развития библиотеки. Создан пакет документов, регламентирующий деятельность школьной библиотеки: нормативно-правовое обеспечение функционирования библиотеки; документация школьного библиотекаря; статус библиотеки, её миссия и цели отражены в регламентирующих документах образовательного учреждения. При разработке нормативно-правовой базы учтены следующие принципы: принцип целостности, принцип вариативности, принцип открытости. Нормативные и регламентирующие документы являются инструментами управления и одновременно базой развития библиотеки школы: Положение о библиотеке, должностные инструкции, инвентарные и суммарные книги. В качестве действенной помощи следует отметить компьютеризацию библиотеки. Школьный библиотечный медиацентр выполняет широкие функции в информационно-методическом обеспечении педагогического коллектива, в развитии творческих способностей и познавательных интересов учащихся в различных областях знаний. Видовой состав традиционных средств информации в школьном библиотечном медиацентре расширен новыми электронными CD и DVD-ROM-дисками, аудио- и видео носителями. Документы и справочные материалы в компьютере библиотекаря расположены в соответствующих папках, созданных в соответствии с тематикой по следующим разделам: - каталог электронных образовательных ресурсов; - каталог периодических изданий; - страница для учеников; - страница для учителей; - ссылки на Интернет-ресурсы; - история библиотеки; - фотоальбом. Оценка эффективности и качества деятельности школьной библиотеки, анализ востребованности педагогическими кадрами и обучающимися школы информационных услуг библиотеки позволили выявить, что большинство педагогических работников и обучающихся школы довольно часто пользуются услугами библиотеки, основная часть учителей и учащихся работают с информационными фондами библиотеки своей школы. Разнообразные формы работы (тематические выставки, информационные, библиографические обзоры, тематические вечера, дни информации, беседы) являются достаточно действенными при освещении новых поступлений в фонды библиотеки, оказывают помощь при подготовке к занятиям, выступлениям на методических объединениях, педагогических советах, при проведении классных мероприятий. Следует отметить, что библиотека, используя различные виды информационного обслуживания, не только качественно и всесторонне удовлетворяет информационные потребности и учителей, и учащихся, но и повышает спрос на информационные услуги. Большое внимание уделялось изучению информационных потребностей пользователей посредством организации семинаров, бесед, различного рода исследований (анкетирования, мониторингов) и т.д. Администрацией школы разработан актуальный, востребованный и целенаправленный мониторинг эффективности и качества деятельности библиотеки. Анализируя деятельность школьной библиотеки, администрацией систематизирована объективная информация о состоянии библиотечного фонда; о работе школьного библиотекаря с читателем; об уровне информационной культуры обучающихся, посещаемости школьной библиотеки, о методах выявления и удовлетворения информационных потребностей обучающихся и педагогических работников; в ходе мониторинга установлена степень соответствия фактического (реального) состояния библиотечно-информационного пространства прогнозируемому и планируемому; разработана система прогнозируемых изменений в библиотеке, предупреждающих развитие негативных явлений в ее образовательной среде (поэтапно). Администрацией школы проводятся исследования, анкетирования, в которых принимают участие педагогические работники, родители и обучающиеся школы. На основе данных, полученных в результате проведенного анализа состояния деятельности школьной библиотеки, были выделены приоритетные проблемы, решая которые библиотекарь при помощи администрации школы мог бы существенно и оперативно изменить, повысить качество информационного образования участников учебно-воспитательного процесса. 100% обучающихся пользуются школьной библиотекой; 73% обучающихся посещают мероприятия, проводимые в школьной библиотеке (круглые столы, диспуты, тематические семинары, библиотечные уроки и т.д.). Причем большинство опрошенных проявляют желание участвовать не, только как слушатели, но и как организаторы мероприятий (литературные гостиные, показ инсценировок классических и любимых произведений, составление и защита мультимедийных презентаций на заданную тему, организация литературных вечеров и мн.др.). В течение 2014-2015 учебного года совместными усилиями всех участников образовательного процесса были проведены следующие мероприятия:
Прогноз ожидаемого эффекта от проводимых мероприятий осуществляется на основе ежегодного анализа работы школьной библиотеки. 33% обучающихся отметили, что своевременно и качественно подобранная справочная литература помогла правильно сориентироваться на рынке современных профессий, дала полное представление о профилирующих предметах по той или иной специальности, сыграла решающую роль в выборе выпускных экзаменов. Обновление фонда с 2009 года не проводилось. Исключение составляют полученные энциклопедии. Поэтому ведется достойный и правильный отбор литературы, выбираются из старых книг те, что на самом деле представляют собой образовательную и культурную ценность. Хранение и учет материальных ценностей осуществляется в соответствии с государственными нормативно-правовыми актами. Бухгалтер осуществляет суммарный и индивидуальный учет поступающих в библиотечный фонд и выбывающих из него документов в установленных единицах учета; соблюдается преемственность организации учета в целях сопоставимости учетной информации. В ходе мониторинга администрация школы проанализировала интенсивность использования имеющихся в библиотеке фондов за 3 года. Следует отметить увеличение интенсивности использования справочной литературы и периодических изданий, что позволяет судить о росте научности преподаваемых предметов, о высокой результативности участия обучающихся в научно-практических конференциях. Библиотека обслуживает читателей на абонементе ( читальный зал небольшой – на 6 посадочных мест), в учебных кабинетах. Библиотека школы является центром краеведческой работы, которая ведётся в системе и взаимодействии с краеведческим музеем школы, методическими объединениями учителей школы. В библиотеке сформирован обширный фонд справочной и научно-познавательной и художественной литературы по краеведению. В читальном зале библиотеки создана особая комфортная образовательная среда, ее работа направлена на развитие познавательных интересов учащихся, умению самостоятельно приобретать знания с помощью книги и периодической печати, содействует повышению интеллектуального уровня учащихся, формирует исследовательские навыки и знакомит с алгоритмом поиска информации. Библиотека является информационно-методическим центром школы.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1585 | Загрузок: 34 | |
Всего комментариев: 0 | |